Типы документов



Постановление администрации Старооскольского городского округа Белгородской обл. от 13.11.2023 N 5181 "Об утверждении основных направлений долговой политики Старооскольского городского округа на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"



АДМИНИСТРАЦИЯ СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2023 г. в„– 5181

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА НА 2024 ГОД
И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ

В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Белгородской области от 30 октября 2023 года в„– 606-пп "Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Белгородской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов", руководствуясь Федеральным законом от 6 октября 2003 года в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основании Устава Старооскольского городского округа Белгородской области администрация городского округа постановляет:

1. Утвердить основные направления долговой политики Старооскольского городского округа на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (прилагаются).

2. МАУ "Центр коммуникаций" обеспечить опубликование настоящего постановления в газете "Зори"; управлению информационных технологий департамента по организационно-аналитической и кадровой работе администрации Старооскольского городского округа обеспечить размещение настоящего постановления на официальном сайте органов местного самоуправления Старооскольского городского округа в сети Интернет.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации городского округа - начальника департамента финансов и бюджетной политики администрации Старооскольского городского округа.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.

Исполняющий полномочия
главы администрации
Старооскольского
городского округа
А.Ю.БУБЕЛО





Утверждены
постановлением
администрации Старооскольского
городского округа
от 13.11.2023 в„– 5181

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
НА 2024 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ

Основные направления долговой политики Старооскольского городского округа на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - основные направления долговой политики) основаны на приоритетных для муниципальных образований направлениях по сокращению дефицитов бюджетов, мобилизации дополнительных доходных источников, оптимизации расходных обязательств и снижению муниципального долга.
Долговая политика Старооскольского городского округа является производной от бюджетной политики, непосредственно связана с бюджетным процессом Старооскольского городского округа и представляет собой совокупность мероприятий по регулированию объема и структуры муниципального долга, осуществлению муниципальных заимствований при поддержании приемлемого уровня риска и стоимости заимствований, обслуживанию и погашению долговых обязательств и предоставлению муниципальных гарантий Старооскольского городского округа.
Формирование долговой политики Старооскольского городского округа осуществляется ежегодно до утверждения бюджета Старооскольского городского округа (далее - бюджет городского округа) на очередной финансовый год, но не позднее 15 ноября.

1. Итоги реализации долговой политики
Старооскольского городского округа

Основные результаты проводимой долговой политики Старооскольского городского округа, проводимой до 1 января 2024 года, характеризуются следующими показателями.
Объем муниципального долга Старооскольского городского округа по состоянию на 1 января 2023 года составлял 1337,0 млн. рублей, в том числе по кредитам от кредитных организаций - 350,0 млн. рублей, по бюджетному кредиту - 807,0 млн. рублей, по муниципальным гарантиям - 180,0 млн. рублей.
По ожидаемой оценке исполнения бюджета городского округа за 2023 год объем муниципального долга на 1 января 2024 года составит 1667,0 млн. рублей, в том числе по кредитам от кредитных организаций - 640,0 млн. рублей, по бюджетным кредитам - 807,0 млн. рублей, по муниципальным гарантиям - 220,0 млн. рублей.
Муниципальные гарантии в 2015 - 2022 годах предоставлялись с наличием регрессного требования на пополнение оборотных средств для организации в границах городского округа теплоснабжения населения.
Проведена работа по снижению процентных ставок по банковским кредитам, привлеченным в 2016 - 2021 годах, за счет перекредитования под более низкие процентные ставки. Кроме того, в 2018 и в 2022 годах коммерческие кредиты в сумме 1307,0 млн. рублей замещены бюджетными кредитами под 0,1% годовых, которые направлены на погашение долговых обязательств.
В целях сокращения расходов на обслуживание муниципального долга ежегодно привлекаются бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на едином счете бюджета городского округа с уплатой процентов за пользование бюджетным кредитом в размере 0,1% годовых.
Объем муниципального долга Старооскольского городского округа не превышает ограничения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

2. Основные факторы, определяющие характер и направления
долговой политики Старооскольского городского округа
в 2024 году и в плановом периоде 2025 и 2026 годов

Долговая политика Старооскольского городского округа в 2023 - 2025 годах будет направлена на обеспечение финансирования дефицита бюджета городского округа и погашение долговых обязательств. В случае необходимости в предстоящем трехлетнем периоде не исключается обеспечение сбалансированности бюджета городского округа за счет заемных средств.
Привлечение заемных средств на приемлемых условиях будет зависеть от политики Банка России, а также от крупных российских банков при установлении процентных ставок по кредитам и срокам их предоставления. При этом необходимо обеспечивать привлечение кредитов от кредитных организаций по ставкам не более чем уровень ключевой ставки, установленный Банком России, увеличенный на один процент годовых.
Сложившиеся показатели экономики Старооскольского городского округа (далее - городского округа) в текущем периоде и прогноз ее развития в среднесрочной перспективе не позволят обеспечить значительный рост доходов бюджета городского округа и существенно сократить объем муниципального долга. Кроме того, имеются риски выпадающих доходов бюджета городского округа по отдельным источникам.
Как следствие, предстоит адаптировать долговую политику к новым реалиям и выработать комплекс мер, направленных на сохранение гибкости при осуществлении муниципальных заимствований, а также обеспечить приоритетное привлечение бюджетных кредитов в бюджет городского округа в целях минимизации расходов на обслуживание муниципального долга.
Долговая политика городского округа, как и в предыдущем периоде, будет направлена на обеспечение сбалансированности бюджета городского округа при безусловном выполнении принятых обязательств и соблюдении норм и ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Реализацию долговой политики городского округа следует сосредоточить на обеспечении выполнения принятых долговых обязательств в среднесрочной и долгосрочной перспективе при наименьших затратах и разумной степени риска, которая будет способствовать поддержанию рейтинга городского округа как надежного заемщика на финансовом рынке капитала.
Для повышения качества управления муниципальным долгом городского округа необходимо обеспечить:
- поэтапное (последовательное) снижение и поддержание экономически безопасного уровня муниципального долга, в том числе за счет минимизации дефицита бюджета городского округа, проведения оценки рисков, связанных с увеличением муниципального долга;
- проведение систематического отбора форм покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета городского округа, в том числе продолжение практики активного использования бюджетных кредитов, привлеченных от Управления Федерального казначейства по Белгородской области, а также эффективного управления свободными остатками средств бюджета городского округа и муниципальных учреждений городского округа;
- сокращение стоимости обслуживания муниципального долга, в том числе за счет проведения работы с кредитными организациями по снижению процентных ставок по заключенным контрактам на оказание услуг по предоставлению денежных средств (кредита).
В 2024 году и плановом периоде планируется проводить политику ограничения осуществления муниципальных заимствований и предоставления муниципальных гарантий. Привлечение муниципальных заимствований в 2024 - 2026 годах преимущественно будет осуществляться в объемах не более погашения имеющихся долговых обязательств.
Вне зависимости от складывающейся экономической ситуации в предстоящем периоде долговая политика должна быть направлена на осуществление заимствований в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач.

3. Основные принципы, цели и задачи долговой политики
Старооскольского городского округа

Основным принципом долговой политики городского округа является эффективное управление муниципальным долгом для обеспечения сбалансированности бюджета городского округа при безусловном выполнении принятых обязательств, соблюдении норм и ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Администрацией городского округа регулируются механизмы принятия решений по привлечению заимствований, предоставлению муниципальных гарантий и управлению рисками в долговой сфере.
Планирование объемов, выбор инструментов новых заимствований, формирование расходов на погашение и обслуживание долговых обязательств основаны на анализе структуры муниципального долга городского округа с учетом обеспечения устойчивости и платежеспособности бюджета.
Управление муниципальным долгом - одно из важнейших направлений бюджетной политики органов местного самоуправления городского округа.
Концептуальным подходом к управлению муниципальным долгом является соблюдение норм и ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, и планирование бюджета с учетом оценки долговой устойчивости городского округа (по показателям объема муниципального долга городского округа, годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию муниципального долга городского округа и доли расходов на обслуживание муниципального долга городского округа).
Долговая политика в городском округе базируется на достижении долговой устойчивости, исключающей возможности кризисов платежеспособности бюджета.
К целям долговой политики относится:
- сохранение объема муниципального долга на экономически безопасном уровне;
- своевременное исполнение долговых обязательств городского округа.
Задачами долговой политики являются:
- гибкое реагирование на изменяющиеся условия финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;
- мониторинг текущей ситуации по исполнению бюджета городского округа с целью определения возможности досрочного погашения долговых обязательств;
- минимизация стоимости привлекаемых заимствований;
- минимизация рисков бюджета городского округа, связанных с исполнением гарантом своих обязательств по муниципальным гарантиям по возможным гарантийным случаям;
- безусловное соблюдение требований бюджетного законодательства в части параметров дефицита бюджета и муниципального долга;
- безоговорочное соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

4. Инструменты реализации долговой политики
Старооскольского городского округа

Достижение целей и решение задач долговой политики осуществляется путем выполнения комплекса мероприятий по следующим основным направлениям долговой политики:
1) сохранение объема муниципального долга на экономически безопасном уровне, в рамках которого предполагается:
- осуществление мероприятий, направленных на рост доходной и оптимизацию расходной частей бюджета городского округа и приводящих к сокращению его дефицита;
- осуществление мониторинга использования бюджетных ассигнований получателями средств бюджета городского округа в целях своевременного принятия решения о сокращении невостребованных бюджетных ассигнований и объема заимствований при исполнении бюджета городского округа;
2) минимизация стоимости обслуживания муниципального долга, в рамках которой предлагается:
- привлечение временно свободных средств муниципальных бюджетных и автономных учреждений городского округа в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций;
- привлечение остатков средств, поступающих во временное распоряжение муниципальных казенных учреждений городского округа, в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций;
- привлечение из федерального бюджета бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета городского округа в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций;
- постоянный мониторинг рынка банковских услуг в целях принятия экономически обоснованных решений по привлечению в бюджет городского округа кредитных ресурсов по минимально возможным процентным ставкам;
- оптимизация структуры муниципального долга за счет привлечения среднесрочных и долгосрочных заимствований в общем объеме долговых обязательств городского округа в целях равномерного распределения долговой нагрузки на бюджет городского округа в соответствующем году и плановом периоде;
3) размещение информации о муниципальном долге городского округа в телекоммуникационной сети Интернет на основе принципов открытости и прозрачности, что позволит широкому кругу пользователей осуществлять оценку долговой политики городского округа и его финансовой устойчивости.
Программа муниципальных внутренних заимствований городского округа на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов представлена в таблице.

Программа муниципальных внутренних заимствований
Старооскольского городского округа на 2024 год
и на плановый период 2025 и 2026 годов

тыс. рублей
в„– п/п
Виды заимствований
Объем привлечения и погашения в 2024 году
Объем привлечения и погашения в 2025 году
Объем привлечения и погашения в 2026 году
Предельный срок погашения
1
Кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации
448 307,8
691 079,4
608 880,8


Привлечение городскими округами кредитов от кредитных организаций в валюте Российской Федерации
1 088 307,8
1 331 079,4
1 248 880,8
не более 2 лет

Погашение городскими округами кредитов от кредитных организаций в валюте Российской Федерации
-640 000,0
-640 000,0
-640 000,0

2
Бюджетные кредиты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в валюте Российской Федерации
0,0
-269 000,0
-269 000,0


Привлечение кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетами городских округов в валюте Российской Федерации
943 609,0
0,0
0,0


в том числе:





привлечение бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета Старооскольского городского округа
943 609,0
0,0
0,0
не позднее последнего рабочего дня текущего финансового года

Погашение бюджетами городских округов кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в валюте Российской Федерации
-943 609,0
-269 000,0
-269 000,0


в том числе:





погашение бюджетом Старооскольского городского округа бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджета Старооскольского городского округа
-943 609,0
0,0
0,0


погашение бюджетного кредита, привлеченного для погашения долговых обязательств Старооскольского городского округа в виде обязательств по кредитам от кредитных организаций
0,0
-269 000,0
-269 000,0

3
Общий объем муниципальных внутренних заимствований Старооскольского городского округа, направленных на погашение дефицита бюджета и погашение долговых обязательств Старооскольского городского округа
448 307,8
422 079,4
339 880,8


Бюджетные ассигнования по Программе муниципальных внутренних заимствований городского округа на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов могут перераспределяться по видам соответствующих долговых обязательств, осуществляемых в очередном финансовом году и плановом периоде в соответствии с решением Совета депутатов Старооскольского городского округа о бюджете городского округа на очередной финансовый год и на плановый период.

5. Структура муниципального долга Старооскольского
городского округа и расходы на его обслуживание

тыс. рублей
Наименование
2022 год (факт)
2023 год (оценка)
2024 год (прогноз)
2025 год (прогноз)
2026 год (прогноз)
Кредиты кредитных организаций
350 000,0
640 000,0
1 088 307,8
1 779 387,2
2 388 268,0
Бюджетные кредиты
807 000,0
807 000,0
807 000,0
538 000,0
269 000,0
Муниципальные гарантии
180 000,0
220 000,0
180 000,0
180 000,0
180 000,0
Итого: муниципальный долг
1 337 000,0
1 667 000,0
2 075 307,8
2 497 387,2
2 837 268,0
Расходы на обслуживание муниципального долга
38 637,6
37 091,0
104 035,0
97 635,0
91 235,0

6. Анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе
управления муниципальным долгом Старооскольского городского
округа и выполнения долговой политики
Старооскольского городского округа

Значительное влияние на реализацию долговой политики Старооскольского городского округа оказывают отсутствие альтернативных заемным средствам источников финансирования дефицита бюджета и необходимость исполнения обязательств по условиям предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета.
Одним из факторов, влияющих на решение проблем сбалансированности бюджета, может являться отказ банков при складывающейся негативной ситуации на финансовых рынках предоставлять муниципальному сектору кредиты по ставкам, соответствующим установленному Министерством финансов и бюджетной политики Белгородской области ограничению, - не более чем уровень ключевой ставки, увеличенный на 1 процент.
Также при управлении муниципальным долгом и соблюдении долговой политики Старооскольский городской округ может столкнуться со следующими базовыми рисками:
- риск увеличения суммы расходов бюджета городского округа на обслуживание муниципального долга вследствие увеличения процентных ставок при осуществлении новых заимствований;
- риск снижения объемов привлечения в бюджет городского округа бюджетных кредитов из вышестоящих уровней бюджета;
- риск неисполнения гарантом своих обязательств по муниципальным гарантиям по возможным гарантийным случаям.


------------------------------------------------------------------